пятница, 10 февраля 2012 г.

Дню памяти великого поэта посвящается...

27 января 1836 года (10 февраля по новому стилю) на дуэли с поручиком Геккереном (Дантесом) Пушкин был смертельно ранен в бедро. Пуля перебила шейку бедра и проникла в живот.

                   «Веленью Божию, о муза,  будь послушна…»
                                             А.С. Пушкин

         А.С. Пушкин – этим все сказано. Нет, наверное, такого человека, на которого не повлияло его творчество. Его великолепные сказочные герои начинают жить в наших сердцах ещё с детства.

Пушкин – это наш и духовный мир, и высокая гражданская позиция, пример чести, справедливости, смелости, любви… Это наша замечательная страница истории, которой мы должны не только гордиться, но и беречь, чтить и почаще в нее заглядывать. Его произведения востребованы особенно тогда, когда Отчизна переживает нелегкие времена. Правда, такие периоды у России практически не переводятся. Вот, к примеру, что можно найти у Эдуарда Багрицкого:

…Я Пушкина через Урал пронес,

Я с Пушкиным шатался по окопам,

Покрытый вшами, голоден и бос,

И сердце колотилось безотчетно,

И вольный пламень в сердце закипал,

И в свисте пуль, за песней пулеметной

Я вдохновенно Пушкина читал!

Почему же мы так любим Пушкина?
ИСТОЧНИК
Почему каждый что-то находит в нем именно для себя? Потому что Пушкин был ещё выдающимся мыслителем, провидцем. Его острый пытливый ум пытался разобраться в хитросплетениях общественного развития, постичь истинный смысл человеческой жизни. Он пытался поставить на первое место нравственные категории, а не деньги, карьеру, власть. Тому подтверждение непредвзятая характеристика поэту от Геверса – голландского дипломата того времени: « …знакомство с биографией Пушкина и чтение его произведений легко объясняет, почему их автор был мало почитаем некоторой частью аристократии, тогда как остальное общество превозносило Пушкина до небес и оплакивало его смерть как непоправимую утрату. Колкие, остроумные намеки, почти всегда направленные против высокопоставленных особ, которые изобличаются либо в казнокрадстве, либо в пороках, создали Пушкину многочисленных и могущественных врагов…»

Да, А.С. Пушкин был свободолюбивым человеком и воспевал её. Но Пушкинская свобода неотделима от веры, от нравственных законов, от человеколюбия; он не приемлет вседозволенность, распущенность, рыночный произвол. В своих произведениях он борется за свободу жить по совести.

«Что такое Соединённые Штаты? Мертвечина, человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит», - писал Пушкин ещё в то время о той стране, которая до сих пор, казалось бы, остается для большинства людей главным образцом демократии.

 Правда, Россия сейчас уже  не та, и тоже становится «мертвечиной». Вот, что показал опрос обычных прохожих, проведенный одним из массовых уважаемых изданий в День памяти поэта:

- Пушкин родился где-то в XVIII веке (Дмитрий, 17 лет)

- учился сначала в церковно-приходской школе … умер в 1799 году (Иван,20 лет)

- он учился у себя дома (Алексей, 22 года)

- жену свою сильно не любил, изменял её по страшному! (Юля ,17 лет)

- он был женат много раз. Последнюю жену звали Натали Гончарова. …Дантес ранил его на дуэли в руку. (Дмитрий, 20 лет)

- сказки писал, «Анну Каренину», или это не он? (Лиля, 16 лет)

- … «Евгений Онегин», «Мой дядя самых честных правил» (Дмитрий, 16 лет).

Комментарии, как говорится, излишни.

А ведь Пушкин, является индикатором нравственного здоровья нации. Если нет интереса к Пушкину, народ мертв. А может сейчас и не нужны ни совесть, ни чистота, ни искренность? А может быть кому-то требуются «рекруты в полки коррупционеров, взяточников, преступников всех мастей?» Ну что же, мы их получим, если лишим наших детей живой духовной основы для жизни. Тогда, со временем, и родной язык им будет не нужен.

Язык наш и так постепенно удаляется от языка Пушкина. И, как  отмечают специалисты, мы уже не понимаем в полном объеме смысла и значения слов Пушкина. Если так дело пойдет и дальше, то произведения Пушкина придется переводить на современный русский язык, как сейчас переводят «Слово о полку Игореве». Как тут не вспомнить строки другого замечательного поэта А.Фета, посвященные памяти Пушкину:

…Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,

Свободы и любви живительный родник,

Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,

Что в них нашел бы ты заветного, родного?



На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк, как сирота,-

Всех громогласней тать, убийца и безбожник,



Кому печной горшок всех помыслов предел,

Кто плюет на алтарь, где твой огонь горел,

Толкать дерзая твой незыблемый треножник!

А.С. Пушкин, также является и нашим великим православным поэтом. Он творчески осмыслил нравственные критерии христианства. «Я думаю, - писал он, - что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике. Библия всемирна… Вот единственная книга в мире: в ней все есть». Он также утверждал, что Россия, как государство, «без полномощного монарха, то же что оркестр без капельмейстера»…

Сейчас начался Великий пост. Главный смысл его не столько в воздержании от определённого вида пищи, ведь не каждый себе это позволит, не каждому с медицинской точки зрения, будет это полезно. Главное это очистить себя духовно.

Ни одна молитва так часто не повторяется в дни Великого поста, как молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Так уж получилось, что в День его памяти,10 февраля, умер и великий поэт.  И так уж опять получилось, что именно эта молитва стала любимой в конце жизни  у Александра Сергеевича Пушкина. Это, во всяком случае, следует из его стихотворения, написанного в 1836 году:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Пушкин, конечно,  не соревновался со святым Ефремом, а переложил его слова так, как слышал сам. А как слышим мы?

Владимир Апостолов

PS. Я не хочу быть голословным и желаю поделиться со своими «поэтическими» моментами в жизни, когда осмеливался взглянуть на некоторые события глазами самого Александра Сергеевича. А что из этих творческих потуг получилось – судите сами.

Роковая ошибка

 Да, я ревнив, слегка повеса

Не смог, увы, простить Дантеса

И вызвал честно на дуэль,

Хотя убить его, поверь,

Как и любого человека

Не смог бы в жизни никогда

Не оттого, что мне помеха

Несовершенная стрельба:

Ведь как жить с грешной душою?

Как буду вновь стихи писать

Я окровавленной рукою?

Навечно лучше замолчать.

Прости потомок и учти

Мою ошибку в жизни этой

Ещё раз Библию прочти,

Где «не убий» тебе заветом.

Не выпускай из рук перо

Для рукоятки пистолета-

Оно надежно и умно,

Чем пуля – дура для ответа

PS.Осталось жить совсем немного,

А вам желаю долгих лет

И не суди Господь тех строго

Кто не вписался в Твой завет.



Из серии «Современный Пушкин»

***

Я помню чудные мгновенья:

Передо мной являлись вы

Аванса милые виденья,

Зарплаты радостные дни.



В томленьи очереди дружной

И магазинной суеты,

Я тратил долго, нежно, нужно

Свои рублевые черты.



Шли годы перестройки мнимой

В какой-то рынок мы вошли

И от страны однопартийной

Остались лишь секретари.



Нет, не настало улучшенья,

Наоборот – неплатежи…

Зарплаты ждать уж нет терпенья –

Я занял милые рубли.



Урчит желудок в упоенье

Ведь для него воскресли вновь –

Дни счастья от переполненья

И я стихи писать готов!



***

Во глубине сибирских руд

Лежат полезные творенья.

Они ещё не знают труб,

Как способ рабского движенья.



Многострадальная страна

Дойди до клада подземелья,

Чтоб для богатства и веселья

Пришла народная пора!



Пусть в каждый дом войдет для Вас,

Мои далекие потомки,

Горящим факелом в конфорке

Природный и дешевый газ.



И нефтедоллары падут,

Долги все рухнут – и свобода

Развяжет руки у народа,

Пока они ещё растут…!



PS. Но мучают сомненья, боль –

А вдруг, для нашего обмана

Напишут новые романы

С названьем «ЮКОС» и «ЛУКОЙЛ»?...



Владимир Апостолов

г.Гатчина

2 комментария:

  1. Жанна,ваш блог в моем списке Чудо-блогов. Принимайте эстафету:)И с Днем святого Валентина!!!

    ОтветитьУдалить